Международное образование в многополярном мире. Национальные стратегии достижения ЦУР 4: лучшие практики стран СНГ
ЦУР 4
21 ноября, 10:00-17:00
зал Ученого Совета
21 ноября, 14:00-16:00
МОЛОДЕЖНАЯ СЕКЦИЯ, зал ректората
О конференции
Страны СНГ стремятся обеспечить справедливость, равенство и уважение человеческого достоинства, гарантируя права и возможности людям с инвалидностью. Политика в области образования активно поддерживает принципы инклюзивности, способствуя обучению и интеграции молодежи с особыми потребностями.
Однако на практике реализация этих целей сталкивается с серьезными трудностями: многие преподаватели вузов не обладают необходимой компетенцией для работы с такими студентами, учебные заведения плохо оснащены доступной инфраструктурой, информационно-коммуникационные технологии и учебники редко учитывают специфические нужды слабовидящих и неслышащих учащихся. К этому добавляется проблема социальных стереотипов и пробелов в законодательстве, осложняющих получение качественного образования и успешную карьеру молодыми людьми с инвалидностью. Эти ключевые вопросы станут предметом обсуждения экспертов в рамках тематической секции.
Факты и цифры
Многие преподаватели высших учебных заведений стран СНГ не владеют методами обучения студентов с особыми потребностями, что снижает качество образования для таких студентов.
Большинство вузов не приспособлено физически для студентов с ограниченными возможностями передвижения или зрения, что создает серьезные препятствия для комфортного обучения.
Недостаточность цифрового оборудования и программного обеспечения, специально предназначенного для студентов с инвалидностью, усложняет учебный процесс.
Ограниченный бюджет большинства вузов делает невозможным внедрение современных технических решений и подготовку персонала.
Вопросы для обсуждения
Роль международного сотрудничества в продвижении инклюзивного образования в странах СНГ.
Взаимосвязь уровня социально-экономического развития и степени гуманизации образования на примере стран СНГ.
Стратегии обеспечения качества образования в условиях реализации инклюзивных практик в высших учебных заведениях стран СНГ.
Службы сопровождения и адаптации студентов: создание индивидуальных образовательных траекторий.
Правовое регулирование вопросов инклюзии в образовательном пространстве стран СНГ.
Пленарная сессия
Приветствие модераторов сессии
Филиппов Владимир Михайлович (Россия)
президент, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», вице-президент Российской академии образования, профессор
Казак Галина Николаевна (Беларусь)
советник департамента по сотрудничеству в политической, гуманитарной и социальной сферах Исполнительного комитета СНГ, заместитель руководителя Секретариата Совета по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ
Тема доклада
На согласовании
Могилевский Константин Ильич (Россия)
заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации
Тема доклада
На согласовании
министр образования и науки Кыргызской Республики
Тема доклада
На согласовании
заместитель министра образования и науки Республики Таджикистан
Тема доклада
На согласовании
заместитель министра образования, науки, культуры и спорта Республики Армения
Тема доклада
На согласовании
первый заместитель министра образования Республики Беларусь
Тема доклада
На согласовании
председатель Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь
Тема доклада
На согласовании
министр просвещения Республики Казахстан
Тема доклада
На согласовании
председатель Комитета по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан
Тема доклада
На согласовании
почетный член Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ, профессор БГУ, Республика Беларусь
Тема доклада
Обсуждение, ответы на вопросы
Секция «Образовательное пространство СНГ: проблемы, решения и перспективы»
Приветствие модераторов сессии
Симонова Мария Александровна (Россия)
директор учебно-научного института сравнительной образовательной политики РУДН имени Патриса Лумумбы, доктор исторических наук
Гавердовская Ксения Александровна (Россия)
старший советник Секретариата Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Министерства иностранных дел Российской Федерации
Тема доклада
Казахстан в мировом образовательном пространстве: траектория развития
Ананьева Светлана Викторовна (Казахстан)
заведующая отделом международных связей и мировой литературы Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, кандидат философских наук, ассоциированный профессор, член Национального научного совета «Интеллектуальный потенциал страны»
Тема доклада
Качество образования: процессуальные модели оценки
Алгожаева Нурсулу Сеиткеримовна (Казахстан)
заведующая кафедрой педагогики и образовательного менеджмента Казахского национального университета имени аль-Фараби, академик Педагогической академии Республики Казахстан, кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор
Тема доклада
Реализация ЦУР 4 в системе высшего образования Республики Беларусь
Вологина Наталья Владимировна (Беларусь)
проректор по учебной работе Белорусско-Российского университета, кандидат политических наук, доцент
Тема доклада
Выполнение ЦУР 4 на пространстве стран СНГ с позиции современного международного права
Абашидзе Аслан Хусейнович (Россия)
директор юридического института, заведующий кафедрой международного права юридического института Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, председатель Комиссии международного права Российской ассоциации содействия ООН, профессор, доктор юридических наук
Тема доклада
Миграция знаний: образование как мост между Таджикистаном, Россией и Европой
Ульмасов Рахмон Ульмасович (Таджикистан)
профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российско-Таджикского (Славянского) университета, доктор экономических наук
Тема доклада
Билингвальное образование в Кыргызстане и билингвизм личности как стратегический ресурс формирования человеческого капитала
Тагаев Мамед Джакыпович (Кыргызстан)
директор Института русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б.Н. Ельцина, доктор филологических наук, профессор
Тема доклада
Роль международного сотрудничества в продвижении инклюзивного образования в странах СНГ
Веретенникова Алла Вячеславовна (Беларусь)
начальник отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Главного управления общего среднего и дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь
Тема доклада
Службы сопровождения и адаптации студентов: создание индивидуальных образовательных траекторий
Матюшонок Александр Николаевич (Беларусь)
заместитель начальника главного управления профессионального образования, начальник управления воспитательной и социальной работы Министерства образования Республики Беларусь
Тема доклада
Правовое регулирование вопросов инклюзии в образовательном пространстве стран СНГ
Мякинник Оксана Владимировна (Беларусь)
начальник юридического отдела Министерства образования Республики Беларусь
Тема доклада
На согласовании
Лубков Алексей Владимирович (Россия)
ректор Московского педагогического государственного университета, президент Евразийской ассоциации педагогических университетов, академик РАО, соучредитель Ассоциации «Национальная платформа открытого педагогического образования», председатель правления Ассоциации развития педагогического образования, доктор исторических наук, профессор
Тема доклада
На согласовании
Шевченко Елена Валериевна (Казахстан)
директор форсайт-центра Национальной академии наук Республики Казахстан при Президенте Республики Казахстан
Дискуссия, ответы на вопросы
Подведение итогов конференции
Молодежная секция «Инклюзивное образование в высшей школе: вызовы и возможности»
Приветствие модераторов сессии
Круглова Дарья Геннадьевна (Россия)
студент магистратуры, специалист научно-образовательного центра специального и инклюзивного образования РУДН имени Патриса Лумумбы
Поян Анна Виореловна (Молдова)
студент специалитета, президент землячества Республики Молдова РУДН имени Патриса Лумумбы
Тема доклада
Формирование инклюзивной культуры среди студентов: опыт России и Казахстана
Круглова Дарья Геннадьевна (Россия)
студент магистратуры, специалист научно-образовательного центра специального и инклюзивного образования РУДН
Тема доклада
Нормативно-правовое регулировании инклюзивного образования в вузах Казахстана
Заболотняя Яна (Казахстан)
студент бакалавриата, президент землячества Республики Казахстана РУДН
Тема доклада
Интеграция как неотъемлемый фактор в инклюзивном образовании
Базин Даниил Евгеньевич (Россия)
аспирант, ведущий специалист по работе с инвалидами и лицами ОВЗ Государственного университета управления
Тема доклада
Инклюзивное образование в вузах Молдовы: проблемы и перспективы развития
Поян Анна Виореловна (Молдова)
студент специалитета, президент землячества Республики Молдова РУДН
Тема доклада
Формирование готовности студентов с ОВ3 к социальному проектированию через инклюзивные дебаты
Полякова Екатерина Анатольевна (Россия)
студент бакалавриата Ивановского государственного университета
Тема доклада
Студенческий спорт как механизм формирования инклюзивной образовательной среды
Смирнова Юлия Сергеевна (Россия)
студент бакалавриата НИУ «Высшая школа экономики»
Тема доклада
Лаборатория инклюзивного обучения как ресурс формирования инклюзивной культуры у студентов вуза
Горина Екатерина Николаевна (Россия)
студент магистратуры РУДН имени Патриса Лумумбы, заместитель директора педагогического института Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, кандидат социологических наук
Жалейко Анастасия Витальевна (Россия)
студент магистратуры Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
Тема доклада
ПОДА-футбол на электроколясках как ресурс инклюзивного образования и социального благополучия лиц с инвалидностью и ОВЗ