Политические и экономические процессы в странах СНГ требуют от современной образовательной политики реализации направлений, которые в соответствии с глобальными целями устойчивого развития могут способствовать повышению качества образовательного процесса, конкурентоспособности образовательных организаций, подготовки высококвалифицированных кадров для современных инновационных экономик региона.
Странам СНГ присущи специфические черты в контексте развития образовательной политики, которые стоит учитывать при планировании нововведений, преобразований и в целом обновления образовательных систем. В частности, это касается долгосрочного развития образовательных систем, устремленности на интеграцию систем образования в силу общих исторических корней и традиций развития образования и науки, существования общих научных школ. В то же время есть нерешенные вопросы в законодательной сфере, препятствующие полноценным интеграционным процессам.
Факты и цифры
Общемировые тенденции диктуют необходимость включенности региона СНГ в глобальные векторы развития образовательной деятельности. Один из таких векторов воплощен в 17 целях устойчивого развития, устремленных на улучшение условий жизни людей во всем мире и их совершенствование для будущих поколений.
Четвертая цель устойчивого развития связана с образованием как одним из основных факторов развития человечества.
В соответствии с «Планом действий по координации в 2020 – 2030 гг. деятельности государств – участников СНГ в реализации Цели устойчивого развития 4», утвержденном решением Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ 7 октября 2021 года, необходимо предпринимать усилия для обеспечения всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
Многие преподаватели высших учебных заведений стран СНГ не владеют методами обучения студентов с особыми потребностями, что снижает качество образования для таких студентов.
Ограниченный бюджет большинства вузов делает невозможным внедрение современных технических решений и подготовку персонала.
Вопросы для обсуждения
Равный доступ к качественному образованию.
Качественное образование как путь к профессиональному развитию и финансовой стабильности человека.
Борьба с различными видами неравенства в сфере образования.
Доступная окружающая среда и инфраструктурная обеспеченность для получения образования.
Подготовка кадров с необходимыми компетенциями для трудовой деятельности в странах с развивающейся экономикой.
Вопросы законодательства, обеспечивающего стабильную нормативную основу для осуществления образовательной деятельности.
Пленарная сессия
Приветствие модераторов сессии
Филиппов Владимир Михайлович (Россия)
президент, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», вице-президент Российской академии образования, профессор
Казак Галина Николаевна (Беларусь)
советник департамента по сотрудничеству в политической, гуманитарной и социальной сферах Исполнительного комитета СНГ, заместитель руководителя Секретариата Совета по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ
Приветственное слово
Могилевский Константин Ильич (Россия)
заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации
Приветственное слово
Саргсян Инесса Георгиевна (Армения)
главный специалист отдела координации общеобразовательных и внешкольных учреждений Управления общего образования Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения
Тема доклада
Российско-национальные университеты как центры притяжения научно-технологического взаимодействия стран-учредителей и реализации лучших практик образования сторон (на примере РАУ)
Аветисян Паркев Сергеевич (Армения)
проректор по науке Российско-Армянского (Славянского) университета
Тема доклада
Образовательная инклюзия в высшей школе: дефициты, ресурсы, решения
Хитрюк Вера Валерьевна (Беларусь)
директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка
Приветственное слово
Тойбаев Адлет Жунусович (Казахстан)
председатель Комитета по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан
Приветственное слово
Акпарова Шынар Куанышовна (Казахстан)
заместитель председателя Комитета по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Республики Казахстан
Тема доклада
Реализация ЦУР4 в системе образования и науки Республики Казахстани
Есингельдинов Бауржан Танирбергенович (Казахстан)
заместитель председателя правления АО «Национальный центр повышения квалификации “Oрлеу”»
Приветственное слово
Борубашов Бекбосун Ишенбекович (Кыргызстан)
председатель Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки, высшего образования и инноваций Кыргызской Республики
Приветственное слово
Брызгалова Ольга Александровна (Кыргызстан)
ведущий специалист Управления школьного образования Министерства просвещения Кыргызской Республик
Приветственное слово
Джоробекова Айнур Эшимбековна (Кыргызстан)
и.о. ректора Дипломатической академии МИД Кыргызской Республики, профессор
Приветственное слово
Абдулхоликзода Лутфия Абдулхолик (Таджикистан)
заместитель министра образования и науки Республики Таджикистан
Тема доклада
Национальные стратегии достижения ЦУР4 в Таджикистане: опыт, проблемы и перспективы реализации
Сайдамирзода Баходур Шовалиевич (Таджикистан)
проректор по учебной работе Российско-Таджикского (Славянского) университета
Тема доклада
Подготовка национальных кадров и повышение международной конкурентоспособности системы высшего образования Азербайджанской Республики
Гусейнзаде Диана Николаевна
заведующая Центром россиеведения, старший преподаватель кафедры регионоведения стран Запада Азербайджанского университета языков
Тема доклада
Система высшего образования Приднестровья как часть российского образовательного пространства
Скитская Лариса Валерьевна (Приднестровье)
и.о. ректора Приднестровского государственного университета
Тема доклада
Развитие образовательных практик в Туркменистане: вклад Совместной туркмено-российской школы им. А.С. Пушкина в обеспечение устойчивости и качества
Тер-Семенова Елена Львовна (Туркменистан)
заместитель директора по учебно-воспитательной работе совместной туркмено-российской средней общеобразовательной школы им. А.С. Пушкина г. Ашхабада
Тема доклада
Качественное и доступное образование в Республике Узбекистан: реформы, цифровизация и развитие
Иргашева Дурдона Якубжановна (Узбекистан)
директор Центра повышения квалификации при Ташкентском университете информационных технологий
Тема доклада
Образование для устойчивого развития в странах СНГ: тенденции и перспективы
Защитина Елена Константиновна (Россия)
заместитель директора Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южно-Федерального Университета, к. э. н., доцент
Обсуждение, ответы на вопросы
Секция «Образовательное пространство СНГ: проблемы, решения и перспективы»
Приветствие модераторов сессии
Симонова Мария Александровна (Россия)
директор учебно-научного института сравнительной образовательной политики РУДН имени Патриса Лумумбы, доктор исторических наук
Абашидзе Аслан Хусейнович (Россия)
директор юридического института, заведующий кафедрой международного права юридического института Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, председатель Комиссии международного права Российской ассоциации содействия ООН, профессор, доктор юридических наук
Тема доклада
Выполнение ЦУР 4 на пространстве стран СНГ с позиции современного международного права
Абашидзе Аслан Хусейнович (Россия)
директор юридического института, заведующий кафедрой международного права юридического института Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, член Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, председатель Комиссии международного права Российской ассоциации содействия ООН, профессор, доктор юридических наук
Тема доклада
Казахстан в мировом образовательном пространстве: траектория развития
Ананьева Светлана Викторовна (Казахстан)
заведующая отделом международных связей и мировой литературы Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, кандидат философских наук, ассоциированный профессор, член Национального научного совета «Интеллектуальный потенциал страны»
Тема доклада
Инклюзивное образование: опыт УрФУ
Баранников Константин Витальевич (Россия)
заместитель директора Центра инклюзивного образования Уральского Федерального университета
Тема доклада
Реализация ЦУР 4 в системе высшего образования Республики Беларусь
Вологина Наталья Владимировна (Беларусь)
проректор по учебной работе Белорусско-Российского университета, кандидат политических наук, доцент
Тема доклада
Правовые аспекты ЦУР 4
Велиев Байгельди Гульбердиевич (Туркменистан)
декан факультета международного права и международных отношений Международного университета гуманитарных наук и развития
Тема доклада
Практические вопросы проектирования и внедрения совместных образовательных программ с образовательными организациями Республики Узбекистан
Мизис Ирина Юрьевна (Россия)
заместитель директора Департамента международных связей Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
Тема доклада
Миграция знаний: образование как мост между Таджикистаном, Россией и Европой
Ульмасов Рахмон Ульмасович (Таджикистан)
профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российско-Таджикского (Славянского) университета, доктор экономических наук
Тема доклада
О преподавании древних классических языков иностранным студентам
Карпун Мария Александровна (Россия)
старший преподаватель кафедры общего и сравнительного языкознания Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного Федерального Университета
Тема доклада
Качество образования: процессуальные модели оценки
Алгожаева Нурсулу Сеиткеримовна (Казахстан)
заведующая кафедрой педагогики и образовательного менеджмента Казахского национального университета имени аль-Фараби, академик Педагогической академии Республики Казахстан, кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор
Тема доклада
Научно-образовательная дипломатия СНГ в макрорегиональном и глобальном контексте: оценка ресурсности
Карнаухова Оксана Сергеевна (Россия)
кандидат философских наук, доцент Института истории и международных отношений Южного Федерального Университета
Николаева Наталья Дмитриевна (Россия)
кандидат исторических наук, доцент Института истории и международных отношений Южного Федерального Университета
Тема доклада
На согласовании
Тургунов Муроджон Турсунбаевич (Узбекистан
директор Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан
Дискуссия, ответы на вопросы
Подведение итогов конференции
Молодежная секция «Инклюзивное образование в высшей школе: вызовы и возможности»
Приветствие модераторов сессии
Круглова Дарья Геннадьевна (Россия)
студент магистратуры, специалист научно-образовательного центра специального и инклюзивного образования РУДН имени Патриса Лумумбы
Поян Анна Виореловна (Молдова)
студент специалитета, президент землячества Республики Молдова РУДН имени Патриса Лумумбы
Тема доклада
Формирование инклюзивной культуры среди студентов: опыт России и Казахстана
Круглова Дарья Геннадьевна (Россия)
студент магистратуры, специалист научно-образовательного центра специального и инклюзивного образования РУДН
Тема доклада
Нормативно-правовое регулировании инклюзивного образования в вузах Казахстана
Заболотняя Яна (Казахстан)
студент бакалавриата, президент землячества Республики Казахстана РУДН
Тема доклада
Интеграция как неотъемлемый фактор в инклюзивном образовании
Базин Даниил Евгеньевич (Россия)
аспирант, ведущий специалист по работе с инвалидами и лицами ОВЗ Государственного университета управления
Тема доклада
Инклюзивное образование в вузах Молдовы: проблемы и перспективы развития
Поян Анна Виореловна (Молдова)
студент специалитета, президент землячества Республики Молдова РУДН
Тема доклада
Формирование готовности студентов с ОВ3 к социальному проектированию через инклюзивные дебаты
Полякова Екатерина Анатольевна (Россия)
студент бакалавриата Ивановского государственного университета
Масленников Глеб Александрович (Россия)
студент бакалавриата Ивановского государственного университета
Тема доклада
Студенческий спорт как механизм формирования инклюзивной образовательной среды
Смирнова Юлия Сергеевна (Россия)
студент бакалавриата НИУ «Высшая школа экономики»
Тема доклада
Лаборатория инклюзивного обучения как ресурс формирования инклюзивной культуры у студентов вуза
Горина Екатерина Николаевна (Россия)
студент магистратуры РУДН имени Патриса Лумумбы, заместитель директора педагогического института Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, кандидат социологических наук
Жалейко Анастасия Витальевна (Россия)
студент магистратуры Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
Тема доклада
ПОДА-футбол на электроколясках как ресурс инклюзивного образования и социального благополучия лиц с инвалидностью и ОВЗ (онлайн)
Лебедева Елена Эдуардовна (Россия)
студент магистратуры РУДН
Тема доклада
Вопросы интеграции участников СВО, членов их семей и молодежи в современный общественный дискурс (онлайн)
Командин Глеб Евгеньевич (Россия)
студент магистратуры Тамбовского государственного технического университета